ivan_0852 (ivan_0852) wrote,
ivan_0852
ivan_0852

народ, а не общество

Для понимания происходящих в России событий очень важно различать народ и общество. В советское время общественные интересы и общенародные считались синонимами, общественное противопоставлялось частному, а отнюдь не народному. Общество и народ слились в едином беспонятии. И сегодня призыв Президента к сбережению народа не противоречит, кажется, заявлениям Премьера о созидании в России гражданского общества. Между тем, вполне может оказаться, что эти цели не совместимы. Конечно, если народ рассматривать как нацию, как социум, или тем более как демос, или даже как население, – не обращая внимания на село, поскольку и в городе тоже население, – то всё прекрасно согласуется. И народ сберегаем, и гражданское общество строим, – всё вместе, в одном флаконе. Гражданское то, вроде бы, и не городское, а граждане совсем и не горожане, а тоже население, и вроде бы не на селе, не сельчане, а и в городе. Причём, всё так путано в русском языке, а если перейти на научный - прозападный, который от образования, то никакой проблемы нет: есть несколько синонимов, в которых нет рода. Только в России возникает противостояние народников и западников, или западников и почвенников, о чём недавно напомнил Президент, как о нашей российской традиции. Одно наше «хождение в народ» образованных людей чего стоит. Так что же такое народ, в чём принципиальное отличие этого понятия от какого-либо общества. В чём его отличительная особенность - его differentia specifica. Она определяется силой и важностью в человеке отношений между поколениями, образующими род.
Народ не является обществом современников, подобно гражданскому обществу, демосу, нации или толпе, народ связывают межпоколенные скрепы, определяющие, в том числе, состав семьи из нескольких поколений. Человек не является в народе обособленным индивидом, в частности, он имеет совесть, накрепко связывающую его с народом. В народе человек представляет собой вид, определённый вид живого существа, а не индивида, гражданина, собственника, профессионала и т.д., как в обществе.
Чтобы сделать различное понимание народа и общества более очевидным, покажем антидемократическую природу народа, принципиальную невозможность проведения общенародного референдума. Речь не идёт о нереальности 100% явки, и даже не о том, что малолетние, не будучи избирателями, являются неотъемлемой важнейшей частью народа, определяющей мотивацию всего народа, - речь идёт о том, что народ состоит не только из живущих поколений. Ушедшие поколения продолжают жить в народе, и не потому только, что их помнят и чтут сознательно, не только от сознания живущих, а прежде всего от их подсознания, в формирование которого ушедшие поколения вложили свой труд и душу. Народ можно увидеть, только если видеть сквозь время. Единство поколений выражается в понятии народного духа. Обособленного сознания индивида, необходимого для проведения референдумов, в народе нет. Человеку противна мысль, что он как избиратель существует отдельно от своего народа.
Существование народа, а значит и его сбережение предполагает определённый уклад жизни, основанный на потребностях в труде и детях, что присуще хозяйству, но не экономике. Однако об этом в другой раз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments